Психологическая подготовка вокалиста

Лилия Рябушенко

Любое выступление требует собранности, смелости, уверенности, некоторой «доброй агрессии», адреналина, внутренней душевности, желания донести до публики весь спектр эмоций, который вложили в произведение авторы музыки и слов, Ваше понимание и чувствование, профессионализм... Сюда еще можно добавить качества характера, свойства темперамента, да мало ли чего еще...

Почему одни исполнители яркие, запомина- ющиеся, а другие — однодневки?

Почему при выходе на сцену куда-то исчезает сила, вера в себя, а иногда и память словно отшибает, пропадает голос, зато появляется дрожь и скованность?

Почему и откуда появляется страх, излишнее волнение, как только нога переступила порог сцены или студии звукозаписи?

Не только начинающие вокалисты, но и опытные исполнители сталкиваются с такими проблемами.

Давайте вместе попытаемся ответить на эти и другие вопросы.

Н. А. Римский-Корсаков часто повторял, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение. Но дело далеко не только в этом.

У каждого вокалиста свой собственный неповторимый стиль работы над произведе нием.

Одному, изучая нотный текст, приходится больше внимания уделять проблеме ритма, другому необходимо следить за качеством звука, третий значительную часть времени тратит на запоминание текста. Есть исполнители, которые во время репетиции мучительно долго трудятся над лирическими откровениями, а некоторым приходится проявлять постоянную заботу о том, чтобы достаточно убедительно прозвучали волевые интонации. У всех свои трудности.

Как мы видим, проблем возникает множество, в то время как комплексно решать их на сегодняшний день пока особо никто не пытался. А ведь существуют специальные психологические службы, например, для спортсменов, даже для актеров придуманы околопсихологические игро-тренинги, которые помогают разобраться в роли, ярче сыграть ее, хотя, в обычной жизни порой загоняют в тупик. А о вокалистах и исполнителях никто толком не подумал.

Спортивные психологи установили, что предстартовые реакции спортсмена проявляются в трёх основных формах: боевая готовность, предстартовая лихорадка, предстартовая апатия.
В значительной степени сценическое волнение вокалиста – исполнителя проходит, как правило, на фоне физиологических процессов, сходных с из этими формами.

Так, чувство творческого подъёма во время удачного концертного выступления сопровождается изменениями в организме, характерными для спортсмена в состоянии «боевая готовность». В этом состоянии возрастает быстрота реакций, обостряется мысль и внимание, повышается уровень помехоустойчивости и адаптивных возможностей.

Ощущение тревоги и беспокойства, испытываемое некоторыми вокалистами во время выхода на сцену, сопровождается изменениями в организме, характерными для «предстартовой лихорадки».

Тормозные процессы в коре головного мозга не могут сдерживать возбуждение, поведение становится суетливым, внимание рассредоточивается, уровень помехоустойчивости и адаптивных возможностей снижается, эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда адекватно ситуации.
Иногда вокалист–исполнитель жалуется, что у него пропало всякое желание к творчеству, что всё ему стало безразлично и хочется лишь одного, – чтобы его оставили в покое. Такая форма сценического волнения имеет схожие черты с состоянием «предстартовая апатия». При этом тормозные процессы в коре головного мозга превалируют над возбуждением, ощущается вялость, нежелание действовать, реакции замедляются, уровень помехоустойчивости и адаптивных возможностей снижается, эмоциональное возбуждение не велико.

Рекомендации спортивных психологов не имеют прямой направленности на творчество, не нацелены на стимулирование исполнительской фантазии и слуховых представлений, не обостряют музыкальное мышление и, безусловно, не помогают вокалисту обрести состояние творческого вдохновения. вокалисту важнее тренировать устойчивость к тем психическим помехам, которые характерны для исполнительской деятельности.
Так что же делать вокалисту и исполнителю? Перед выступлением полезны самовнушение и аутотренинг. Существуют целые руководства, повествующие о том, как и в какой последовательности следует произносить заклинания с целью внушить себе состояние творческого подъёма. Иногда это помогает. Однако метод суггестии пригоден далеко не всем.

Конечно же подбор техник в каждом случае индивидуален, и то, что для одних станет панацеей, для других может иметь лишь слабое стабилизирующее действие. Однако же в данной статье мы хотели все же «облегчить участь» вокалистов и найти какие-то общие рекомендации. Итак:

•  Перед выступлением, да и просто в качестве утренней гимнастики, полезно напрягать и расслаблять мышцы всего тела. Зайдите в помещение, где вас никто не видит. Вытяните руки вверх и как бы попытайтесь дотянуться до потолка (или до звезд). Вытянитесь в струну и застыньте так на 5-7 секунд. При этом все тело должно быть максимально напряжено. Затем внезапно максимально расслабьтесь и побудьте в расслабленном состоянии 7-10 секунд. Повторите это упражнение 3-5 раз. Такое напряжение-расслабление тела ведет к снятию стрессов и зажимов в теле, и, как следствие — в психике.

•  Уже упомянутая нами суггестия или самовнушение. Это известная всем аутогенная тренировка. Я приведу некоторые формулы-фразы, которые вы можете использовать как непосредственно перед выступлением, так и ежедневно утром и (или) вечером.

Сегодня у меня хорошее настроение. Никто не лишит меня хорошего настроения.

Я чувствую своё тело, я чувствую себя хорошо.

Я помогаю по мере сил всем людям, которые обращаются ко мне за помощью.

Все люди, с которыми я сегодня встречусь, имеют хорошие намерения.

Я делаю нужное и хорошее дело. У меня своё дело в жизни и кроме меня, его никто не сделает.

Я - уникальный человек, другого такого нет во всём мире.

Люди, которые встречаются со мной, помогают мне по мере их сил.

Я радуюсь тому, что живу и мыслю. Мой разум и душа помогают мне. Я помогаю себе жить.

Я благодарен миру за то, что живу. Каждый день я стараюсь жить немного лучше, чем вчера.

Я прощаю свои и чужие ошибки. Если мне посылается сложный человек, я стараюсь понять, почему он послан именно мне и чему я могу научиться благодаря общению с ним.

Я надеюсь, что другие люди также простят меня, если я ошибусь.

Я уверен(а) в себе и в своих силах.

Мои силы и возможности постепенно и неуклонно увеличиваются с каждым днем.

Я учусь у себя, у других людей и у мира.

Я доверяю мудрости окружающего мира. Я доверяю собственной интуиции.

Я благодарен(на) окружающему миру, природе, людям и себе.

Я поддерживаю себя, уважаю себя, я на своей стороне.

Я приношу пользу себе, своей семье и другим людям.

Моя деятельность нужна и полезна окружающему миру.

Любой мой опыт полезен для моего развития.

Моя работа помогает мне расти как личности.

Я всегда получаю такую работу, которая соответствует моим знаниям.

Совершенствуя свои знания, я совершенствую свою жизнь.

Вы можете менять текст, придумывать, импровизировать до тех пор, пока не найдете «свои» ключевые фразы, которые будут позже «включать» ваше активное творческое уверенное состояние.

•  Придите в помещение, в котором вы будете выступать заранее. Войдите на сцену. Станьте лицом к воображаемому залу. Представьте себе, что зал полон, а на вас льется ослепляющий свет рамп. Представьте себе, как вы мысленно касаетесь рукой самой дальней стены зала, затем — боковых стен и потолка. Почувствуйте, как вы увеличиваетесь в размерах, и вас - с вашим творческим вдохновением, любовью к каждому человеку, сидящему в зале, с вашим желанием донести до сердца каждого переживания, тепло, чувства от вашего исполнения — становится все больше. Почувствуйте, как божественная сила приходит к вам на помощь и становится вами. И уже исполнитель — не вы, а Бог поет через вас, Вселенная наполняет через вас каждого слушателя, пришедшего сегодня в зал.

Представили? Запомните это ощущение. И перед выходом на сцену, «вызывайте» его. Поначалу вы будете забывать это делать, но с каждым выходом состояние будет все ближе. И наконец, наступит момент, когда,выйдя на сцену, вы обнаружите себя наполненным до краев силой и любовью. И тогда ваше выступление запомнят все и навсегда.

Вот некоторые, весьма действенные способы приведения себя в активное творческое состояние. И хотя они достаточно общие, все равно являются достаточно действенными. Конечно, гораздо большее действие имеет индивидуально подобранный комплекс и персонально разобранные проблемы, потому что, несмотря на кажущуюся схожесть, они все же достаточно различны...

Ещё статьи:

• Александр Григорьев „Песни на русском языке в стиле "Jazz".

• А. Григорьев „Виртуальный оркестр" о сэмплерных технологиях.

• А. Рябушенко о „плагинах" для аудио-редакторов о звуковых эффектах. 

• Л. Рябушенко „Медитативная музыка" о звуковых и мозговых волнах.

• А. Рябушенко „Так сколько же стоит аранжировка в Москве?"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8-926-534-83-65  

velvetsound@narod.ru

ryabush@gmail.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пишите нам!

<назад>