Великая мировая революция виртуальных барабанщиков

Андрей Рябушенко

 

Итак, хотелось бы начать с самого начала – а точнее, со времён, когда барабанные партии без участия живого барабанщика считались грубой подделкой под партии живых барабанов и применялись только в совсем уж крайних случаях. А было это всего лишь лет 15 назад. Я как сейчас помню взятого по огромной дружбе напрокат «боссовского» монстра, под которого я пытался играть всяческие импровизации на гитаре и которого с переменным успехом заставлял аккомпанировать моим песням. В итоге – без слёз слушать всё это было невозможно. Я хочу заметить, что здесь речь идёт о вполне традиционной музыке, которую играют обычно с живым барабанщиком и не имею в виду музыку, появившуюся гораздо позже и именно благодаря драм-машинам, компьютерам и другим подобным механизмам.

Несколько лучшее впечатление о себе оставляли популярнейшие в то время клавишные-«самоиграйки». Создатели их были не просто технарями, но, немного, и музыкантами. Они, хоть и в примитивной форме, но всё же представляли как именно должны играть барабаны ( и, кстати, другие аккомпанирующие инструменты) в том или ином стиле. И за это им большое спасибо. Сколько попсовых произведений делалось в то время с помощью этих «самоиграек»! И никто, кстати, не кричал, что, мол, аранжировки дерьмовые и звуки «пластмассовые». Ну, кстати, мои знакомые клавишники до сих пор не отказались от этой технологии и широко используют в современных аранжировках возможности «самоиграек» и всяки х других удобств, связанных с наличием у них хорошего клавишного инструмента (например Корга Тритона с его хард дисками, дисководами и наборами качественных семплов), но уже, разумеется, в тесной связке с компьютером.

У меня же, как и у многих других музыкантов, не связанных с клавишными инструментами, путь к аранжировкам был только через компьютерные технологии, которые, кстати, не лишены возможности использовать аналоги «самоиграек» - так называемые автоаранжировщики ( к примеру Band - in - a - Box ). Только вот качество у них – не выше, чем у самоиграек, а, порой, даже ниже. Многие непрофессиональные аранжировщики до сих пор их используют, только стараются не признаваться в сием грехе.

Таким образом, всё возвращается к необходимости забивать барабанные партии «ручками». Но это тоже очень непростая задача, особенно для не барабанщика. Конечно, я теоретически знаю расположение барабанов друг относительно друга и то, как они в принципе могут играть, а как не могут ( ну не могут одновременно звучать тарелка, снеер и том, так как у барабанщика не три руки и т.п. и в том же духе). Кроме того, есть очень интересные статьи о том, как «раскачать» барабаны – какие из компонентов барабанной установки звучат немного впереди клика, а какие позади и как с помощью смещения темпа сделать барабанные брейки более убедительными.

А сколько было разговоров о том, чтобы добиться убедительного звука бочки или снеера, используя только звуки стандартной саунд-карты (тогда это была незабываемая карта Pinnacle Studio ,а у особенно везучих индивидуумов - дочерняя карта Yamaha DB 50 XG ). Бывали, конечно, и управляемые по миди сторонние модули типа моего Протеуса ( Proteus ) или так любимого многими Куртцвейла. Все эти звуки смешивались с находящимися на разных дорожках изменёнными до неузнаваемости звуками самых разных инструментов, обеспечивая «частотную состоятельность» всё тех же бочки и снеера. Сплошное колдовство и алхимия!!! :)

Так какой же выход из самоиграечного звучания барабанов? Ну, с помощью любого секвенсора, в котором вы работаете( Sonar , Cubase , Nuendo …) - их можно «раскачать» или сделать им humanize . Только секвенсор – дурак и, скорее всего, просто их рассинхронизирует, что приведёт просто к более неряшливой игре, а вовсе не к «очеловечиванию». Возникнет ощущение, что ваш компьютер перебрал лишку и при этом не закусывал, а вовсе не превратился в человека, да при этом ещё и в живого барабанщика.

Вот в этот то момент и попалась мне на глаза миди-коллекция барабанных партий, сыгранных реальными живыми барабанщиками через электронные «блины» со всеми «чеовеческими» штучками-дрючками. Теперь осталось их только резать по 4-8 тактов, вставлять в песню и расставлять брейки в нужных местах. Всё!!! Партия готова!!! Но, совершенству нет предела, и вот уже оказывается, что миди-партий в коллекции не так уж и много, да и барабанщики, наигрывая эти партии ориентировались, разумеется, не на звук барабанов из моей саунд-карты, да и темп изначально, возможно, там был несколько другой, да и партии не все такие уж классные (всё ведь халява из интернета)…

Понимал это не только я, но и многие музыканты, а также создатели софта. Поэтому следующим этапом было временное раздвоение технологий и появление двух разных методик в создании барабанных партий – это работа с лупами и работа с Грув Агентом ( Groove Agent ).

Ну, с лупами всё просто – их надо, для начала, иметь. Это, разумеется, либо вопрос денег, либо связей. А дальше всё просто – растягивай, режь, сжимай… Только вот применение у лупов очень ограничено – их можно использовать только в том случае, если в песне, куда мы решили их поместить, присутствие барабанов достаточно незаметно ( например, в ретро-эстраде или в авторской песне) или если в произведении, которое мы аранжируем, задействовано минимум-миниморум инструментов (барабаны+гитара, барабаны+контрабас , вокал+контрабас+барабаны (вспомним минимализм Тома Уэйтсаи т.п.), чтобы не стояло серьёзных задач по сведению, ибо барабаны сделанные из лупов полноценно свести невозможно (или очень сложно – прийдётся какие-то инструменты, тарелки например, дублировать на других треках, а потом ещё всё это мучить эквалайзерами и всё равно картина получится довольно пёстрая).

Другая история с Грув Агентом. Это принципиально другой подход к созданию барабанных партий. Самая главная ценность Грув Агента – это его миди начинка. То, чем я раньше пользовался в виде коллекций миди файлов, сыгранных различными барабанщиками, теперь воплотилось в единую мощную систему создания барабанных партий с организацией барабанных стилей по различным временным музыкальным эпохам , начиная от традиционного диксиленда и свинга и заканчивая хаусом, трип-хопом и т.д. Кроме того, каждый барабанный стиль имеет столько вариаций различной сложности, что любую партию можно сделать абсолютно неповторимой. Всё, естественно, автоматизируется и, в зависимости от вашего желания, может исполняться с большей или меньшей степенью вашего контроля. Кроме того – сколько стилей – столько и барабанных установок с разным звучанием, не говоря уж о том, что стили и барабанные установки абсолютно универсальны, так что можно исполнять хип-хоп, например, звуками ретро-барабанной установки. И с гуманизацией вопросов нет – здесь гуманизация и свингование достаточно умны и человечны. Ну, и на каждый барабан – куча встроенных стандартных эффектов: эквалайзер, ревербератор , компрессор и т.п. Впрочем, вряд ли они вам понадобятся (только если вы хотите поскорее отделаться от клиента и стремитесь не к качеству, а к скорости выполнения задачи). А так – вы можете оцифровать каждый барабан, поместить его на отдельный трек и сводить уже вместе с другими инструментами, участвующими в аранжировке.

Ну, а теперь – ложка дёгтя в образовавшееся только что, благодаря моему описанию Грув Агента, целое озеро мёда. Во первых, я совсем забыл упомянуть, что вполне достойные семплеры существовали и до Грув Агента. Это многими критикуемая Giga Studio , которая вела себя так, будто ничего другого, кроме неё в компьютере и быть не может (очень похожа на мою кошку Касю в нашей квартире). Также это всем (или многим) известный Контакт, это Halion , это Sample Tank и много-много других семплеров, а также конверторов, позволяющих переводить ваши семплы из одного формата – в другой, более удобоваримый для работающего на вашей машине семплера. Осталось только обзавестись семплами. Я, как сейчас помню, покупал коллекцию из 100 CD дисков в формате AKAI со всяческими семплами ( в том числе и барабанными) у одного музыкального барыги за 100 баксов, скинувшись «впополаме» со своим другом музыкантом, которому тоже всё это было нужно. Конечно, если подобрать из миди коллекции достойную партию барабанов, если ценой героических усилий найти подходящие семплы в имеющейся библиотеке семплов и дополнительно «нарулить» в лаборатории семплера нужный тембр - получится классно. Только очень-очень долго и, соответственно, дорого. Но, если ставить вопрос принципиально – здесь можно добиться гораздо большего качества, чем может дать хвалёный мною Грув Агент.

И как тогда отвечать на вопрос:

- А сколько стоит у Вас аранжировка?

Я уверен, только так:

-А смотря, какое нужно качество и как долго мы её будем делать…

И это не «понты» – это чистая правда. Так и есть!

Но время движется неумолимо. И вот уже появляется монстроидальный модуль Drum From Hall !!! На безумном количестве DVD , занявший столь необходимые мне гигабайты на винте. Зато – вот он звук! Это настоящие с умом засемплированные барабаны, воспроизводящие звуки с различных барабанных установок, позволяющие компановать под конкретный проект эти установки, создавать нужное пространство, в котором находится установка (эмбиент). И вообще – эти барабаны зазвучали лучше, чем многие «живые» барабанные установки, записанные на различных студиях Москвы. И неудивительно – ведь он записывались в лучших студиях мира.

Ну, и последним изобретением нашей компьютерно-музыкальной мысли было поженить Drum From Hall и Грув Агента. Грув Агент выдавал свои неповторимые миди партии, которые в виде миди сообщений записывались на миди трек (со всем живьём, брейками и «наворотами»). После этого партия каждого из барабанов переносилась на отдельный трек (как это делается - все и так знают) и далее загружался как VSTi инструмент Drum From Hall и уже в нём подбирались нужные по тембру звуки. Но, должен сказать, там и так всё друг к другу подходит, можно просто работать в GM и не париться. А дальше – каждый барабанчик цифруем отдельно и вперёд – дальнейшие действия к данной теме отношения не имеют.

Вот так вот всё славненько. И настолько, что по звучанию то , что получается – практически исключает участие живого барабанщика в проекте. Нет, ну, конечно, есть фанаты (с некоторыми из них я работал лично), которые предпочитают записывать барабаны где-то под Москвой в тайной студии на широкую плёнку, потом её цифровать, потом править на компьютере и т.п. Но это редкость. Обычно гораздо лучшего эффекта достигает методика «забивания» семплерных качественных барабанов хотя бы с помощью Грув Агента (потом можно какие-то нюансы подправить вручную). Либо пригласить на запись барабанщика – пусть забивает на клавишах всю свою партию и это будет звучать лучше, чем если записать его установку (которая, скорее всего, не высшего качества, да и микрофоны не всегда идеальны, ну, а помещение – и говорить нечего…, вряд ли может конкурировать с ведущими студиями мира).

Однако, и это ещё не всё. И опять мы идём вперёд…

Я смею предположить, что когда-нибудь появится барабанщик-программа со своими пристрастиями и любовью к той или иной музыке, со своим уникальным звуком. С ним (с барабанщиком) можно будет не только записывать партии ударных, но и, выпивая виски в полутёмном пабе, рассказывать о неповторимой концепции своего альбома, о своих пристрастиях и о том неуловимом, ради чего ты пишешь и играешь эти песни. А он, загоревшись твоими идеями и раскрасневшись от виски, будет взахлёб рассказывать, какие именно в твоих песнях нужны барабанные партии и как именно он добьётся необходимого для этого альбома звука. И под утро вы будете разъезжаться по домам в такси и он заснёт, обнимая сумку со своим неподражаемым снеером и уникальным набором палочек… И будут ему сниться твои песни, а тебе - его барабанные партии.

Но, до этого мы ещё не дожили, зато дошли до появления барабанных модулей с совмещёнными функциями хороших семплеров и грув агентов,которые могут играть вполне убедительные партии. Итак, представим:

BFD , EZ Drummer , Addictive Drums .

Вот о них и стоит поговорить поподробнее.

Итак, давайте познакомимся с первой из умных барабанных установок Toontrack EZDrummmer .

Не будем углубляться в подробности приобретения Вами этого модуля, а обратимся сразу к процессу его инсталляции. И ничего здесь толкового я сказать не могу. Всё происходит до смешного просто. Могу добавить только, что приобретение этого модуля напоминает начало заболевания манией коллекционирования. Дело в том, что в и-нете существует приличное количество всяческих EZ библиотек, так что качайте и наслаждайтесь, если вас не обломит одно неприятное обстоятельство – все эти библиотеки необходимо ставить исключительно в директорию EZ Drummer и никто вас спрашивать не будет, хотите ли Вы установить эти библиотеки в это или какое другое место. Так что если у Вас диск С ограниченного объёма – я Вам сочувствую. Можно, конечно, изменить путь к EZ библиотекам через реестр, но это уж кто на что горазд.

Ну, а дальше – всё просто. Хотите – слушайте вашу барабанную установку, щёлкая на каждом из барабанов мышкой и наслаждайтесь реализмом звучания. Приятно, но не необычно то , что звук у барабанов меняется в зависимости от места кликанья на нём мышкой. При желании – составляющие установки можно менять, если вдруг какой-то звук не вписывается в общую картину звучания. Для этого необходимо воспользоваться кнопочкой под барабаном. Таким образом мы можем заменить хэт на другой – другой фирмы и диаметра, это же касается и тарелок, и других составляющих барабанной установки.

Слева от установки мы наблюдаем небольшой барабанный пультик. На нём можно менять громкость, панораму, гейн; делать мьют нужных каналов или соло.

Если говорить о взаимодействии этого модуля с программой-хостом, надо сказать, что работает драммер со всем, что шевелится. Если говорить о себе – то он работает с Steinberg Nuendo 3.2,. При подключении вылетает восемь каналов, на каждый из которых можно назначать любые из доступных инструментов драммера и обрабатывать их всеми доступными плагинами, которые имеются на вашей машине.

Теперь познакомимся с грувами и филлами, имеющимися в нашем драммере (если кто чё-нибудь не понял из того, что я сказал – пусть курит бамбук и переводит слова groove and fills любыми им известными способами). Приятно видеть все необходимые в традиционной музыке стили. Все перечислять не буду, но, поверьте, их достаточно. Ну, а дальше начинаем обалдевать от удобства и простоты работы со стилями. Прослушиваются они в темпе, выставленном в вашей программе-хосте, имеется гуманизация (очеловечивание) имеющихся мидюшек. При использовании в проекте, эти стили лёгким движением мышки перетаскиваются на миди треки программы-хоста, где могут быть всячески изменены и усовершенствованы.

Некоторые товарищи жалуются на «недостойный» ЗВУК БОЧКИ – могу посоветовать «подтянуть» её в микшере хоста с помощью компрессоров и эквалайзеров или продублировать партию бочки на другой миди трек и усилить её звуком какой-нибудь другой бочки из другого барабанного модуля.

XLN Addictive drums

Эти драмсы напоминают предыдущие, но возможностей у них откровенно больше.

Про инсталляцию рассказывать не буду – пора уж самим научиться взламывать подобные модули или покупать их честно за деньги. А вот редактировать все составляющие барабанной установки можно гораздо плодотворней и интересней. Тут и высота тона, и положение микрофонов, и эквализация, и размеры комнаты, и компрессоры, и дисторшны, и фильтры огибающих, и открывалка для пива J Кроме того, имеется 12 выходов на программе-хосте, где всё это можно ещё обработать по принципу предыдущего модуля. Короче, много – не мало.

Грувов, я считаю, тоже много, но они как-то не организованы. Приходится внимательно со всеми ими разбираться и не забывать пользоваться кнопочкой синхронизации с хостом, что меня лично несколько достало. Ну а послушать всё сразу - обалдеть можно, воспользовавшись грувом Startup . Перетаскиваются и редактируются они также как и в предыдущем модуле.

FXpansion DFD

Здесь у меня создалось ощущение, что я имею дело с очередным побочным продуктом взаимодействия Людей в чёрном и инопланетных цивилизаций. Ход мыслей создателей этого модуля не всегда поддаётся анализу…

А вообще - инсталляция проходит нормально, но вот в панели VST инструментов хоста мы видим не один модуль, а целых три. Это BFD All , BFD Stereo , BFD Groups . Как, собственно, следует из названия - эти модули отличаются друг от друга количеством выходов. Только регулировать звучание каждого в отдельности элемента барабанной установки не получится, только всё вместе. В принципе, ничего в этом плохого нет, ибо все барабаны достаточно хорошо сбалансированы упоминавшимися выше инопланетянами и если и нужно их сводить – то, скорее, с другими инструментами в проекте. Впрочем, я так не делаю, а просто прописываю на каждый аудио-трек каждый барабан в отдельности, а потом уж обрабатываю все, чем хочу.

Филлы же и грувы здесь управляются совсем не так, как в предыдущих модулях. Это, скорее, напоминает всяких виртуальных басистов-гитаристов, где конкретная фраза зависит от конкретной ноты, нарисованной в пиано-ролле. Короче, перетаскиваете понравившиеся филлы и грувы на пространство, где они будут соответствовать конкретным нотам и рисуете в пиано-ролле в нужном месте нужные ноты. И будет вам счастье.

В общем, все эти барабанные модули – разные, но все нужные и вполне применимые в различных проектах. Немного особняком стоит БФД , но и он вполне симпатичен и необходим в творчестве. Я, конечно, не считаю, что только то, что описано мною, является ценным и ничего другого, стоящего внимания просто не существует. Надеюсь продолжить эту тему в других статьях, тем более, что барабанные модули всё ещё несовершенны и ещё многие представители рок-групп не соглашаются, в целях экономии средств, заменить живого барабанщика на мёртвого. Но, я верю, когда-нибудь это всё же случится и перед нами во всей красе предстанет, похрюкивающий хардами и подвывающий кулерами , непревзойдённый мёртвый барабанщик и тогда… Впрочем, это уже совсем другая история.

Андрей Рябушенко , 2009

Московская студия Velvet Sound Room – www . vsound . ru , www . andrey . vsound . ru

velvetsound@narod.ru

8 926 534 83 65

 

 

 
8-926-534-83-65

velvetsound@narod.ru

ryabush@gmail.com

пишите нам!

<назад>