Аранжировка и аудио продакшн

Бесшумный компьютер для домашней студии - Digital Audio Workstation

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    И действительно,этот вопрос интересует огромное количество людей, особенно в настоящее время, когда для качественной записи и работы со звуком уже не требуется специально оборудованных помещений, именуемых гордым словосочетанием «профессиональная студия звукозаписи». Вполне профессиональный звук получается и на, ставших такими многочисленными, хоум-студиях, а точнее (что б уж развеять всякие разночтения) домашних студиях многих музыкантов и композиторов. Конечно, не во всякой домашней студии можно получить качественный звук или профессионально свести фонограмму. Это довольно обширная тема, которую я, возможно, соберусь затронуть в другой своей статье, так как в ней речь пойдёт об организации всего пространства домашней студии и наличия в ней всяческого качественного звукового железа (микрофоны, мониторы, саунд-карты и т.п.), а также о ценовых преградах в этом смысле. В этой же статье речь пойдёт о проблеме, которая обязательно возникнет у любого владельца хоум-студии, если он, по независящим обстоятельствам, стеснён в квадратных метрах (площадях для своей студии) и вынужден ютиться в одной комнатке, без намёка на надежду выцыганить у своей семьи или государства дополнительное место для создания некоего подобия «аппаратной», присутствующей во всех профессиональных студиях.

    Таким образом, мы имеем дело с одной комнатой, в которой должна находиться и тон-студия, и аппаратная. Если предположить, что мы установили звуконепроницаемые стеклопакеты, обили звукоизолирующим материалом входную дверь, присоединили к стенам и потолку специальные панели, добившись отсутствия внешнего шума, а также нежелательных звукоотражений от стен и потолка – считайте, что главное условие создания качественного звука соблюдено. Конечно, это не всё, что можно сделать с помещением для воплощения своей мечты о собственной студии (например, я не упомянул о создании низкочастотных ловушек или мобильных звукоотражающих панелях), но, как показывает практика, если основная часть отражённых частот гасится – этого бывает вполне достаточно.

    Итак, это было всего лишь вступление. И вот мы подошли к самой удручающей проблеме, сводящей все ваши усилия и денежные вложения, практически, на нет. Это предательский невыносимый шум системного блока, который так просто никуда не спрячешь. Здесь разные мои коллеги и знакомые предпринимали самые невообразимые и, порой, блещущие юмором и нетрадиционностью меры.

    Например, вспоминается старый ватный матрац, который сворачивался в трубочку. С одного конца этой импровизированной « Communication Tube » устанавливался студийный микрофон, а в дырку с другого конца запихивалась голова отчаянно сопротивлявшейся вокалистки, которой с фальшивой убеждённостью объяснялось, какой великий это будет хит. И, должен сказать, это работало и, и весьма неплохо. Я не хит имею в виду, а способ звукоизоляции.

 

    Был и менее варварский способ – вокалистка целиком запихивалась в шкаф, набитый всяческой одеждой. Более человечные коллеги даже проводили туда освещение. Висящая в шкафу одежда гасила все отражения и звуки извне. Тоже хороший способ. Только всё это хорошо для «своих». А как, скажите пожалуйста, убедить вокалистку или автора песен, которые платят по 28 баксов в час за запись, лезть в шкаф и пытаться поймать там вдохновение среди старых платьев и побитых молью шуб.

    Были, конечно, ещё всяческие способы: ширмы, прикрывающие системный блок, спускающиеся с потолка шатрообразные чехлы - либо для системного блока, либо для вокалистки, даже запихивание вокалисток во всякие неожиданные помещения типа кладовок, туалетов и ванных комнат… Наверное, об этом можно рассказывать бесконечно. Но, всё же, попробуем отойти от студийного совкового варварства и пойти другим путём. Я имею в виду попытку создать бесшумный системный блок.

 

    Ну а прежде, чем создавать бесшумный системный блок, попробуем обратиться к готовым решениям, которые существуют в интернете и попытаемся их проанализировать.

    Самое простое решение, находящееся на поверхности – купить ноутбук. Да, это бесшумно и мобильно, но это и все его достоинства. Теперь о недостатках. Саунд-карта – только та, которая подходит к ноутбуку, а не ваша старая, проверенная, надёжно работающая, чей звук давно полюбился вам (я, например, пользуюсь на протяжении многих лет саунд-картами одной и той же фирмы, последовательно заменяя старые модели на новые и, повидав и пообщавшись с другими саунд-картами, менять этот принцип не собираюсь, хотя – это дело личное и , может, я один такой консерватор). Если саунд-карта соединена с ноутбуком по протоколу USB – сливайте воду – это вообще непрофессионально, если по FireWare – тогда есть шанс, что всё не так плохо, но всё равно ещё нет гарантий, что всё просто замечательно. Ну а дальше – если говорить об оперативной памяти – вам поставят 2 Гб и крутись как хочешь J ) А если у вас грандиозные планы и вы предполагаете работать одновременно с кучей VSTi -инструмантов и плагинов, подвешенных на аудио-треки, что, безусловно, удобно и позволяет избежать многих непоправимых ошибок в аранжировке? А если вам поставят жёсткий диск на 150 Гб, а у вас обширные планы по поводу размещения библиотек VSTi - инструментов, семплерных библиотек, библиотек грувов, лупов и саунд-эффектов? Ну, вы попытаетесть, что-то неубедительно пролепетать о мобайл-рэках, подключаемых, опять же, по USB и что, вроде бы, скорость передачи данных по USB вам не помешает, так как все семплы будут вспроизводиться из оперативной памяти… Что ж, если хотите сами создавать себе проблемы и потом мужественно их преодолевать – пробуйте. Я лично считаю, что ноутбук годится лишь для оперативной работы по записи на выезде (концерты, фестивали, запись в уникальных залах и т.п.), для работы в клубах и на дискотеках, но никак не для серьёзной студийной работы.

    Есть ещё всяческие предложения о бесшумных системных блоках для офисов . . Только при общении с ними выясняется, что производят они системные блоки всё-таки не для музыкальных станций, а только для офисных и домашних компьютеров, то есть на мощные рабочие станции система шумоподавления не ставится (наверное, понимают, что при такой мощности системный блок всё-таки бесшумным не будет, либо, если будет, то в конце концов всё это счастье перегреется и сгорит). Та же приблизительно история произошла и с московским «Мультимедиа Сервисом», где мне также предложили совершенно уникальные системные блоки, назвав их Apollo , очень компактные, необычной формы, красоты неописуемой. Но вот вопрос с оперативной памятью, а также с объёмом жёсткого диска решается не лучше, чем в предыдущем случае.

    Отдельной темой является идея водяного охлаждения компьютера (или фреонового). Но об этом я всего лишь читал, а живьём не видел и поэтому не вполне уверен в эффективности (а то бы водяное охлаждение давно бы ставилось на компьютеры по умолчанию, а традиционные вентиляторы выбросили на помойку). Знаю только, что к водяному охлаждению прилагается компрессор, который должен гнать воду по трубкам. Так вот, говорят, он грохочет почище всяких там кулеров (вспоминаю старый мамин холодильник). Так и в чём смысл?

    В конце концов до меня дошло – чем мощнее компьютер я хочу соорудить для решения своих музыкальных задач – тем меньше шансов найти фирму, которая с готовностью пошла бы мне навстречу в отношении его бесшумности. Ну, не обращаются на фирмы композиторы пачками, не толкутся в очередях за бесшумными «системниками»!!! По сравнению с офисными и домашними компьютерами, на музыкальные станции, увы, соответствующего спроса нет. :((

    Таким образом, не стоит искать милости у природы – будем сооружать компьютер сами, пользуясь исключительно здравым смыслом и элементарными знаниями физики.

    Чуть-чуть теории: все то, что вращается – обязательно производит шум, и этот шум, вследствие резонанса, может усиливаться самим корпусом компьютера. Исходя из этого – мы можем по пунктам определить все источники шума в компьютере, таким образом определив, как выглядит наш враг:

• вентилятор блока питания;

• вентилятор кулера центрального процессора;

• вентилятор на высокопроизводительной видеокарте;

• дополнительные вентиляторы в корпусе системного блока;

• дисководы;

• жесткие диски;

• конструкция корпуса системного блока, усиливающая вибрации от вращающихся компонентов.

    Итак, кулеры. Ну, здесь изобретать нечего – чем меньше кулеров, чем больше их диаметр и чем огромнее медные пластины охлаждения на них – тем лучше. Обороты 120мм вентилятора могут варьироваться от 1100 (бесшумных) до 1500 (тихих) об/мин. Впрочем, чтобы эта статья была актуальна как можно дольше – должен сказать, что каждый день выпускаются всё более новые и навороченные кулеры, поэтому лучше кулер подбирать непосредственно вместе с покупкой материнской платой и другого железа. Не забываем о пассивном охлаждении процессора с помощью радиатора, который может поставляться вместе с кулером, а может – и отдельно. Всё это касается и вентиляторов, устанавливаемых в системном блоке. Видео-карту покупайте без вентилятора или вентилятор на видеокарте рекомендуется заменить на «конкретный» радиатор с кучей теплообменных поверхностей и медных трубок с охлаждающим наполнением. В последнем случае вам лучше обратиться к знакомому «кулибину» с просьбой «поженить» обычную видеокарту с пассивной системой охлаждения. Я лично просто купил карту с пассивным охлаждением. Не скажу, что она очень уж мне нравится, но ведь на своей аудио станции я не собираюсь играть в игры и заниматься дизайном, а показывать всё, что виде-карта обязана на музыкальной студии – она показывает.

    Очень порадовал меня весьма нетрадиционный способ бесшумного охлаждения системного блока, изобретённый моим приятелем и коллегой (а, возможно, и не им одним) и увиденный мною в один из самых жарких дней прошлого лета, когда перегревалось всё и вся. С корпуса системного блока были сняты верхняя и две боковые панели. Сбоку к корпусу подведён огромный (возможно даже совковый) гостиничный бытовой вентилятор размером не меньше самого системного блока, работающий тупо от розетки и переключающий скорости вращения с помощью висящего рядышком шнурочка. Надо сказать, что воздух он гнал весьма эффективно и, благодаря его недетским размерам, вполне бесшумно. Вполне можно попробовать этот вариант, при условии постоянного контроля температуры всех блоков.

    Но вернёмся к нашему традиционному системному блоку с уже установленными на нём большими и мощными кулерами. Несмотря на то, что они шумят значительно меньше, чем обычные кулера – мы сделаем их работу полностью бесшумной. Для этого надо воспользоваться установкой переменных сопротивлений на цепь подачи питания к кулерам. Может, я туманно выразился – просто я имел в виду снабдить каждый из кулеров регулятором количества оборотов, а лучше и отдельным выключателем. Впрочем, некоторые кулеры имеют такие регуляторы (например, кулер, установленный на мой процессор имеет такой регулятор). В принципе, такие регуляторы вам может поставить любой знакомый кулибин, умеющий держать в руках паяльник. Мой кулибин, заодно, установил на каждый регулятор неоновые лампочки, яркость которых зависит от количества оборотов. Если есть желание и возможности – при помощи того же кулибина можно установить на переднюю панель вашего системника дисплей, показывающий количество оборотов и температуру каждого блока в вашей машине. Я, например, пожадничал и не стал ставить такой дисплей, ограничившись программками, которые мониторят температуру процессора, видеокарты, жёстких дисков и т.д ( SpeedFan и т.п.). Протестировав какое-то время свой системник в бесшумном режиме (когда все кулера были установлены на минимальное число оборотов, а передний кулер, который должен засасывать воздух внутрь – вообще отключён) – я пришёл к выводу, что при обычной работе, когда специально ничего не нагружается (оперативка, процессор….) – температура и не думает выходить за рамки дозволенного. При этом системник работал АБСОЛЮТНО бесшумно!!! В данном случае хотелось бы кое-что объяснить с точки зрения работы со звуком. Дело в том, что, по большому счёту, полнейшая тишина нам нужна именно в момент записи в микрофон любых источников звука. Так вот, в момент вышеупомянутой записи происходит нагрузка прежде всего на вашу саунд-карту (которая, кстати сказать, по умолчанию вообще не греется), откуда оцифрованный звук непосредственно пишется на ваш жёсткий диск, который также греется незначительно. Итак, можно сделать вывод, что в момент, когда мы кого-нибудь записываем в режиме полной тишины вашего системного блока – нигде ничего не греется и опасность возникновения каких-либо глюков, связанных с повышением температуры исключается. Надо просто не забывать продувать ваш системник после записи и не забывать, что если вы записываете, например, вокалистку в проект, перегруженный плагинами и виртуальными инструментами, которые греют и процессор, и оперативную память – нужно быть поосторожней: или делать в записи перерывы на охлаждение системника, или временно отключать вышеупомянутые плагины и обязательно мониторить температуру при помощи специальных программок. По опыту скажу – у меня с этими вещами никаких проблем не возникало, просто я полностью не отключал кулера, лишь в половину снижал обороты, а вокалистку ставил просто подальше от системного блока.

    Ну, и ещё несколько небольших советов, которые призваны вам помочь:

- Для улучшения циркуляции воздуха внутри корпуса вместо традиционных плоских IDE-шлейфов используйте круглые кабели. Ну а к жёстким дискам последних моделей Super ATA – шлейфы по умолчанию тоненькие и кругленькие.

- Специальный бесшумный блок питания 300Вт использует интеллектуальные методы охлаждения, варьируя частоту своего вентилятора в зависимости от температуры. Вот и ставьте его.

- Жесткие диски Seagate - одни из самых тихих и производительных моделей со скоростью вращения шпинделя 7200 об/мин. В них сидят очень классные гидродинамические подшипники. А ещё обратите вниманиие на технологшию Samsung Noice Guard .

- Обратите внимание на ваш корпус. Берите такой , в котором накопители HDD устанавливаются в специальную емкую корзину с резиновыми демпферами (до 5HDD), что снижает возможность шума и вибрации жестких дисков.

- Не забывайте оптимально уложить кабели внутри вашего системника, чтобы не мешать движению воздуха. Распихивайте их вдоль стенок, по дну и потолку, пристёгивайте и прикручивайте их ко всему, что попадётся, так, чтобы они не болтались посредине системника как им вздумается.

- Ну, и как говорилось в начале – на шум может влиять конструкция корпуса системного блока, которая может усиливать шум от вращения всего, что внутри. Что ж, и к этому вопросу никто не запрещает подойти творчески. Обклейте корпус звукоизолирующими материалами (обратитесь в автомагазины – у них есть весьма неплохие и компактные звукоизоляторы), только дырочки для вентиляции не забудьте оставить.

    Вот, кажется, и всё. Друзья мои, если все предложенные рекомендации исполнять тщательно, а не приблизительно или частично (как делают многие, не понимая, что это то же самое, что гитару настроить приблизительно или частично) – у вас будет бесшумный компьютер. И будет вам счастье – таково моё мнение.

Андрей Рябушенко , 2009

Московская студия Velvet Sound Room – www . vsound . ru , www . andrey . vsound . ru

velvetsound@narod.ru

8 926 534 83 65

 
 
8-926-534-83-65

velvetsound@narod.ru

ryabush@gmail.com

пишите нам!

<назад>