O „плагинах“для аудио-редакторов

 
 Многие мои знакомые часто донимают меня по телефону вопросами о музыкальных программах, драйверах и плагинах. Последним я и посвящаю эту статью. Может тогда знакомые будут находить более приятные темы для разговоров со мной.
  А.Рябушенко  
 
Работая со звуком, я столкнулся с огромным количеством «плагинов», предлагающих
изменить любой звук до неузнаваемости, а также объясенений к этим «плагинам». Ну, в том, что эти программки действительно изменяют звук у меня сомнений нет. Становится ли звук лучше? Это вопрос субъективный и решается каждым звукоинженером индивидуально. Работают ли они надёжно и не приводят ли к зависанию и краху системы?
У кого — как... Я расскажу лишь о своём собственном опыте общения с «плагинами» и, надеюсь, он поможет вам превратить смутные представления о том, как должна звучать музыка, мелькающие у вас в мозгу, в реальную фонограмму, которую можно демонстрировать придирчивым ведущим радиостанций и полусонным продюсерам.
Плагины — это виртуально реализованные подключаемые модули студийных обработок, находящихся в «рэковых» стойках на любой студии звукозаписи и стоящие немереных денег. Теперь каждый жмот и каждый казанский сирота может иметь весь спектр обработок у себя на „компе“. Для этого их нужно только установить с дестрибьютивных дисков, которые продаются на каждом углу или скачать их из и-нета. В и-нете в большом количестве выложены «плагины» на сайтах фирм-производителей, надо только не забывать скачивать из других мест «кряки» к ним.
Ну, на этой теме я останавливаться сейчас не буду — это тема для другой статьи…
«Плагины», или обработки, или подключаемые модули делятся на несколько классов. Названия классов у меня условные — надо же как-то назвать. Это корректоры динамики (компрессоры и всякие им подобные — лимитеры, динамик-процессоры, гейты, экспандеры, ультрамаксимайзеры), корректоры частот (эквалайзеры — графические, параметрические, параграфические, активаторы, ), всяческие имитаторы пространства (ревербераторы, хорусы, фленжеры, эхо, трай-вербы , автопаны и им подобные), корректоры тона (автотюны, пич-бэнды, пич-шифты, октаверы), а также имитаторы всяческих «железных примочек» (фузы, дисторшны, вау-вау, вокодеры). Обо всех я рассказывать не буду, да это и бессмысленно, ибо многие из них выполняют одни и те же функции. Подробно описывать их устройство я тоже не хочу, ибо есть «хэлпы» — возьмите да прочитайте.
Итак, компрессоры. Ну, прежде всего Cakewalk Compressor/Gate
И вот ведь что в нём характерно — есть «пресеты» (и довольно удачные) для различных типов гитар и вокалов. Поэтому можно смело их применять, экономя тем самым время и нервы. Если вдруг вокал, бас или ещё кто-то никак не «прощупывается» в фонограмме —
особенно когда у нас насыщенная аранжировка, переполненная перекомпрессированными электронными звуками — приходится применять средства покруче — это либо

Waves C1 Compressor

либо Waves L1-Ultramaximizer — и то только в очень редких случаях.

Вообще-то с компрессией лучше поосторожней, а то ни динамики не будет, ни лёгкости — звуки будут выползать из колонок как при запоре.
Надо сказать, что нет ничего лучше ламповой компрессии и поэтому лично я пользуюсь
не виртуальным ламповым Art Tube Pac, который является компрессором и преампом в одном флаконе и очень обогащает как звучание отдельных инструментов, записываемых в комп, так и звучание всей фонограммы, если её пропустить через это устройство. Не знаю, можно ли его заменить каким-либо плагином. Думаю, что нет.
Теперь — эквалайзеры. Ну, тут дело вкуса. Мне лично нравится пресетный сонаровский эквалайзер,

в нём можно и ручки дёргать в момент прослушивания, и точные значения вводить (если, конечно, вы их знаете), и программировать его с помощью envelops (это когда во время прослушивания произведения у вас динамически меняются показания эквалайзера, например, прибавляются высокие частоты в вокальной партии на припевах), впрочем, такие возможности есть у всех плагинов серии Cakewalk DSP-FX.
Нельзя не вспомнить параграфический эквалайзер фирмы Waves —очень удобная штучка

—можно и, ухватившись за контрольные точки рисунка, менять форму кривой в графическом окне, а можно вводить точные значения в окошки в правом нижнем углу эквалайзера.
Вообще-то эквалайзеров существует великое множество и вопрос выбора наиболее удобного очень индивидуален.
Ревербераторов и хорусов существует великое множество. Кроме того имеет значение, как вы собираетесь их применять — подвешивать на трек или на шину. На шину удобно и просто подгружается Cakewalk Studioverb из Sonar. В нём великое множество пресетов, имитирующих какое угодно пространство.

 

 

Хорусом я пользуюсь из того же набора плагинов.
Более наглядным является ревербератор Studioverb DSP/FX

Он больше жрёт ресурсов, как и все DSP-plug-ins, но удобен и качественен.






Так же очень нагляден Waves True Verb. В нём не так много пресетов, но зато больше возможностей для детальной и точной настройки нужного уровня и характера реверберации






Из корректоров тона незаменимым плагином является Antares Auto-Tune. Смело подгружайте его на все бэк-вокалы. Иногда он очень удачно корректирует «нестроевич» самых разных инструментов. А вот в основной партии вокала его нужно применять со всей осторожностью, чтобы не искорёжить её машинным звучанием и излишней «компьютерностью». Иногда не представляется возможным подгружать его на весь трек, так как в некоторых местах он вызывает ужасные эффекты в виде резких скачков тона. Тогда могу порекомендовать прослушивать с ним всю партию и применять прямо на треке в тех местах, где он даёт положительный эффект.

Для более точной и детальной корректировки высоты нот в партии могу порекомендовать
Pitch-Shift DSP/FX. Он не коверкает звук и даёт возможность очень точно подтягивать или опускать неверно взятые ноты.



Конечно, описать все плагины невозможно. И эта статья, видимо, должна будет иметь продолжение, где я опишу более подробно некоторые особенности плагинов и работы с ними. Но Вам лучше всего попробовать их на деле в реальной работе с аранжировками и составить своё мнение об этом предмете, доверяя больше своим ушам и ушам Ваших коллег, нежели моим словам. Вершин искусства нельзя достичь лишь читая о нём.
Андрей Рябушенко
 
  Мнения на зту тему присылайте по электронной почте: velvetsound@narod.ru  

8-926-534-83-65
velvetsound@narod.ru

пишите нам!

<назад>