Консультант и продюсер по вокалу—что это такое и зачем?

 

Вы в качестве консультанта приглашены к нам, профессор?
(М. Булгаков)

Материал для этой статьи имеет, как принято говорить, три источника, три составные части:

Это многолетний опыт преподавательской работы как с отдельными исполнителями, так и с целыми вокальными коллективами, это опыт консультанта - продюсера по вокалу на студии звукозаписи, ну и наконец, огромный личный опыт вокалиста, вокального ансамблиста, аранжировщика, автора и исполнителя – чего хотите.

Цели статьи: во-первых, познакомить вас с самим понятием «консультант и продюсер по вокалу», чтобы вы могли ориентироваться и решать, нужен ли он вам во время записи на студии или подготовки к записи, или для вокальной аранжировки. Ну, а самое главное – это дать вам возможность добиться максимума от вашего исполнения при минимуме затраченного времени.

Человек устроен так, что самостоятельно контролировать себя во время пения он может в весьма ограниченных пределах. Поющему может казаться, что он все делает хорошо, но со стороны его нельзя слушать, не кривясь от ужаса. Говорят, что итальянские звезды классического вокала от начала и до конца карьеры не расстаются со своими профессорами, постоянно находясь под их пристальным профессиональным вниманием. Тысячу раз мудро.

Весь вокал – это цепь психологических ощущений, абсолютно индивидуальных, поэтому и не существует универсальной вокальной школы, хотя и выработаны какие-то общие правила, направления, но все они относятся скорее к системе, методике преподавания, чем непосредственно к контакту с человеческим голосом – самым совершенным и самым хрупким инструментом в мире.

Вся работа консультанта и продюсера по вокаду – своего рода, экспресс-мастер-класс. Это - искусство возможного. Его главная задача – вытащить из вас все, чем вы как исполнитель владеете на данный момент, заставить вас выдать свой максисум. Причем все делаете вы – за вас петь он не может. Он лишь «корректирует огонь», помогая вам выбраться на нужную дорожку, а пойдете по ней вы сами.

Я не буду долго распространяться о таких «мелочах», как исправить интонацию, дикцию, ритм и т.д. Вы сами возьмете любое пособие по вокалу и прочитаете об основных вокальных трудностях: интонационных, ритмических и дикционных. Это-начальная школа вокала.

У консультанта нет задачи за одну-две студийные смены сделать из вас звезду, будь хоть вы сверхталантливы, или он сам семи пядей во лбу – ничего не выйдет, не надейтесь. Школу вокала осваивают годами, а потом всю жизнь шлифуют, учатся дальше, осваивают новые гехнические приемы вокального исполнительского мастерства. Дело в другом – необходимо добиться гармонии между формой и содержанием, между минусовкой (ведь без вас она так и останется безжизненной болванкой) и тем, что вы в нее вдохнете своим исполнением. Здесь важно создать драматургию песни – в этом вы вполне можете надеяться на совет, потому что трактовок может быть бесконечно много, а нужно всего лишь то важное одно, что сделает песню произведением искусства, а вас – настоящим профессионалом.

«Это высший пилотаж», -скажете вы,-«Нам бы спеть более-менее чисто.»

«Нет ничего невозможного»,-отвечу вам я,-«в моей практике были такие удивительные вещи, что расскажи я вам – вы бы не поверили. Люди потом так и не смогли понять, как им так удалось спеть.»

А на самом деле все можно сделать, если захотеть. Вот, например, с чего начать? Да элементарно выучить мелодию и текст, чтобы отлетали от зубов, и вы бы не отвлекались на то, чтобы вспомнить начало следующего куплета…

Если вы пришли на студию подготовленными, то работа будет плодотворной, уверяю вас. Хорошо, если до записи вы встретитесь с консультантом по вокалу и позанимаетесь с ним – этот мастер-класс весьма пойдет вам на пользу. Вы сэкономите время для последующей записи, избежите ненужного волнения, ошибок, тем самым во многом обеспечите себе успех.

Вы готовы? Тогда начнем.

 

21.07.08

Петр Тумаркин

Вопросы по e - mail : peteralone @ rambler . ru

8-926-534-83-65

velvetsound@narod.ru

ryabush@gmail.com

пишите нам!

<назад>